silent_gluk: (pic#4742429)
[personal profile] silent_gluk
Как на Саракше - с его особенностями атмосферы и астрономических наблюдений - развивалось мореплавание?.. Как саракшцы научились ориентироваться в открытом море?
silent_gluk: (pic#4742425)
[personal profile] silent_gluk
...я спрашивала, откуда бы могло быть одно любопытное четверостишие. народ был настолько любезен, что нашел мне источник (а меня вот Гугл гордо проигнорировал).

Это стихи Д.Силлова из книги "Никто не уйдет" (а та, простите за выражение, из _проекта братьев Стругацких_ "Пикник на обочине").

Здесь, в Зоне, жизнь страшнее, чем в аду,
Ну а находки хуже, чем потери…
Но если ты с законом не в ладу,
Тебе сюда всегда открыты двери.

Не возвращайся, коль никто не ждет,
Свободой наслаждайся в полной мере,
Останься здесь, не прерывай полет,
Не возвращайся, если не уверен.

Не возвращайся, коль не убежден,
Что нужен ты кому-то за кордоном,
Что свет в окне обратно приведет
Тебя в ночи к крыльцу родного дома.

Забудь о счастье, это не для всех,
На всех не хватит Ниццы и Парижа,
И в Зоне догнивают кости тех,
Кто был когда-то на нее обижен.

Отсюда, сталкер, нет пути назад
Тому, кто ни во что уже не верит…
Ты лучше не оглядывайся, брат,
Не возвращайся, если не уверен.


Вариация редкая - это не цурэновский сонет. Возможно, книги этого и схожих _проектов_ скрывают в себе еще много таких вариаций - но увы, я это вряд ли узнаю. Разве что случайно...
silent_gluk: (pic#4742421)
[personal profile] silent_gluk
Оригинал взят у [livejournal.com profile] lartis в XIX вручение Литературной премии А. и Б. Стругацких ("АБС-премии")
XIX вручение Литературной премии А. и Б. Стругацких. 21 июня 2017 г., Пулковская обсерватория, Санкт-Петербург.



Фильм, рассказывающий о церемонии вручения "АБС-премии-2017".
Рад за всех финалистов и лауреатов. Я за них голосовал. :)
silent_gluk: (pic#4742429)
[personal profile] silent_gluk
И еще кусочек сборника.



Это суперобложка.

Читать дальше )

Итак, это:

Стругацки А. Извънредно произшествие / Прев. Ц.Христова // Научно-фантастични разкази / Съст. Д.Пеев и С.Славчев; Худ. Д.Трендафилов. - София: Народна култура, 1969. - С.241-257. - Болг.яз. - Загл. ориг.: Чрезвычайное происшествие.

А вот о переводе сказать нечего, потому что я болгарского не знаю, а с именами там развлекаться было негде.
silent_gluk: (pic#4742427)
[personal profile] silent_gluk
...в подписи на одном форуме следующее четверостишие:

Отсюда, сталкер, нет пути назад
Тому, кто ни во что уже не верит...
Ты лучше не оглядывайся, брат,
Не возвращайся, если не уверен.


Так вот, вопрос: не знает ли кто, откуда это четверостишие, кто автор и нет ли у этого четверостишия предыдущих и последующих?..
silent_gluk: (pic#4742429)
[personal profile] silent_gluk
...которые теперь - только незначительная часть мероприятия под название "Филигрань-2017", но тем не менее состоятся.

Оригинал взят у [livejournal.com profile] volodihin в Филигрань-2017: сроки проведения и предварительная программа

Филигрань состоится 26 августа, на старом месте: Москва, Трубниковский переулок, д. 17, литературный музей "Дом Остроухова".

Начало — в 15.00.

В программе:

1. Презентация сборников "Кто правит миром", "Книга тайн", "Древняя тайна", "Синдром Федоры". Тут же все названные сборники будет продаваться по самым щадящим ценам (ЧТО-ТО 100-200 рублей).

2. Презентация романа... потом сообщу, чьего и как называется.

3. Чтения памяти А. и Б. Стругацких. В рамках чтений в этом году прозвучит доклад Дмитрия Володихина "Общество Полдня в "Далекой Радуге": поражение, победа... или все-таки поражение?".

4. Награждение лауреатов конкурса "1917 год: красные не победили". Презентация проекта книги, собранной по результатам конкурса.

5. Торжественное вручение премии цеха Ф-критиков "Филигрань".

6. Поедание банкета.

Программа уточняется, если есть предложения по части докладов, пишите прямо здесь, я постараюсь как можно скорее ответить. А можно написать мне на электронную почту.

PS:
Те, кто попал в финал конкурса "1917 год: красные не победили", должны прийти раньше для участия в семинаре - к 12.45.

silent_gluk: (pic#4742424)
[personal profile] silent_gluk
https://fantlab.ru/edition205106



Извне (рассказ)
Спонтанный рефлекс (рассказ)
Шесть спичек (рассказ)
Испытание «СКР» (рассказ)
Забытый эксперимент (рассказ)
Частные предположения (рассказ)
Белый конус Алаида (рассказ)
Ночью на Марсе (рассказ)
Путь на Амальтею (фрагменты повести)
Злоумышленники (рассказ)
Генеральный инспектор (главы из повести)
Человек из Пасифиды (рассказ)
Летающие кочевники (рассказ)
Обитаемый остров (глава из повести)

Как я понимаю, фишка в том, что воспроизводятся тексты, печатавшиеся в журналах. (Небольшие - а то ведь и многие повести и романы там печатались.) И иллюстрации оттуда же.

(Задумчиво: А вот еще были публикации в газетах...)
silent_gluk: (pic#4742421)
[personal profile] silent_gluk
Отсюда: https://fantlab.ru/blogarticle50517 , а опубликовано здесь: Стругацкий Борис. Стругацкий пишет в интернете / [Беседовала] С. Бакулина // Эйникайт (Киев). — 2012. — Март (№ 5). — С. 8. — (Встреча для вас).

Борис Натанович Стругацкий в дополнительном представлении не нуждается. Вместе с братом и соавтором Аркадием он по праву считается классиком отечественной фантастики. Сегодня Борис Натанович руководит литературным семинаром молодых писателей-фантастов, является членом жюри нескольких литературных премий, а также главным редактором журнала «Полдень. XXI век». Появляться на публике писатель не любит, предпочитает без необходимости вообще не выходить из дома. «Интернет для меня сейчас — главный источник информации. Практически единственный», — признается Борис Стругацкий. Об отношениях с братом, о времени и о себе писатель рассказал в интервью Jewish.ru.
Читать дальше )
silent_gluk: (pic#4742426)
[personal profile] silent_gluk
Отсюда: https://lit-salon.ru/stihi/poslednii-sonet-curena-2-13936.html

Автор - Ловец снов

Последний сонет Цурена 2

Как лист увядший падает на душу,
Прощальные слова кольнули сердце.
Песочный замок памяти разрушу,
Неосторожно открывая дверцу.

На сквозняке сметающем в сознанье,
Как фантики, привычные потери,
Осыпались устои мирозданья,
Основанные на любви и вере.

Нет ничего, лишь ручейки песка,
Бег ускоряя, вытекут сквозь пальцы,
Прочь унося неведомое нам.

Последняя песчинка так близка…
Она уйдет и с нею постояльцы,
Подверженные времени ветрам..
silent_gluk: (pic#4742471)
[personal profile] silent_gluk
От [livejournal.com profile] heleknar

– Когда Гайдар начал таскать на эти посиделки своего тестя, писателя, Стругацкого, я же видел, как их коробило. Да всех коробило. И меня коробило. Фантаст – на заседании сверхсекретной правительственной комиссии! Анекдот… Что ты пялишься? Не в баню для культуры писателюшку пригласили, а взрослое серьёзное заседание, под стенограмму… Вот Гайдар, да, он серьёзно это рассматривал, помалкивал только. Хитрый он был, умный парень. А Натанович этот, он вроде и фантаст, но в прошлом военный, причём, наш военный, особый… И он умно себя вёл. Произвёл впечатление. Сидел вроде со своей палочкой, а как что ни скажет, так всё в жилу. Это же он посоветовал объявить бессрочный карантин, построить для бедованов лагерь и ни-ни из него никого наружу… А тех, кто уже выехал, к родственникам там, по линии программы переселения – обратно. Невзирая на звания. Там такое началось, что-о ты! Все охренели. Но сколько раз я потом готов был ему свечку поставить за это! Но ведь сначала – как они на него все лаяли… В один голос. Да и я лаял, дурак. Не тридцать седьмой год, мол. Демократия, права человека. Новое мышление. Это же тогда не слова были, вот в чём дело.

– А Мэтлок? Он при этом был?

– А Мэтлок слушал-слушал, дул-дул чай… Или что у него там было в термосе. Кока-кола. Он со своим термосом ходил. И с переводчиком. Говорил по-русски, но не очень.

– И что?

– И говорит: думаю, говорит, мнение Арькьядия Натаньовича есьть отшьень глубокьо продуманьое мнение. И все сразу притихли. Произвело! А ведь жуть что было бы, если бы ни карантин.


И остался в КЗАИ навсегда, ни разу, до самой смерти не выехав на Землю, даже когда у него появлялась возможность, даже когда (всем «барским» кагалом между прочим) трекеры уговаривали его вручить от всех ходил и бедованов Старшему Папе, Аркадию Натановичу Стругацкому знаменитый и уникальный «Шар» на семидесятипятилетние.


Братья насмерть поссорились на прошлый Новый год. Фенимор знал причину, и она была настолько, с его точки зрения, смехотворна, что он всерьёз ожидал настоящего братоубийства. Помириться, поссорившись из-за разночтения в какой-то там книжке братьев Стругацких, невозможно. Нет оснований для примирения.

С.Жарковский. Эта тварь неизвестной природы.
silent_gluk: (pic#4742424)
[personal profile] silent_gluk
И снова сравнительно новое издание.



Обложка.


Читать дальше )

Итак, это:

Стругацкий А. Град обреченный / Стругацкий А., Стругацкий Б.; Серийное оформление и компьютерный дизайн Е.Ферез. - М.: Изд-во АСТ, 2016. - 544 с. - (Эксклюзив. Русская классика). - ISBN 978-5-17-097335-4. - 7.000 экз. - Подп. в печ. 2016.04.25. - Заказ 3636.

Содержание: Град обреченный. С.3-535.
Комментарии к пройденному: "Град обреченный" / Б.Стругацкий. С.536-542.

Текст стандартный восстановленный, обложка приятно незаезженная (хотя автора иллюстрации мы так и не узнаем).
silent_gluk: (pic#4742424)
[personal profile] silent_gluk
...цурэновских сонетов не было.

Оригинал взят у [livejournal.com profile] murmele в осенний сонет цурэна
Как лист увядший падает на душу,
Так сразу ясно -- осень, все дела.
Пора смириться: молодость прошла, --
И помахать рукой большому кушу.

Купить домишко, взять супругу-клушу,
Стихи засунуть в ящики стола,
Подштанники напялить для тепла,
Привыкнуть жопой к мебельному плюшу,

Сильнее красоты ценя покой,
Превыше славы -- звонкую монету,
Дочуркину макушку под рукой
Предпочитая стройному сонету, --
И пусть потомки на страницу эту
Глядят, гадая, кто я был такой.
silent_gluk: (pic#4742426)
[personal profile] silent_gluk
Оригинал взят у [livejournal.com profile] alexandreev в Пикник на обочине

Возможно, вы слышали, что на канале WGN America в этом году планировался к выходу сериал Roadside Picnic (http://www.imdb.com/title/tt5024734/?ref_=wl_li_tt) по «Пикнику на обочине» Стругацких. Снимал его Алан Тэйлор вместе с Sony Pictures, главную роль исполнил Мэттью Гуд. Была полностью завершена пилотная серия, но дальше дело не пошло — канал решил не продолжать работу по проекту. Попытки сотрудничества с AMC успеха также не принесли. Так что, по крайней мере, в ближайшее время, как это ни печально, сериала мы не увидим. Все, что можно посмотреть на данный момент — это технический трейлер для AMC, утекший в сеть https://www.youtube.com/watch?v=Cqlzs7O_T8A.


Мне повезло поработать на этом проекте в качестве концепт-художника. В 2015-2016 гг я сделал несколько артов, которые, с разрешения Алана, могу теперь публиковать. Что и начинаю делать.

В целом сценаристы очень бережно отнеслись к оригиналу, но некоторые расхождения, конечно, были неизбежны. Так, вместо «калоши» здесь — робот а ля Boston Dynamics.

silent_gluk: (pic#4742422)
[personal profile] silent_gluk
"Многое можно сказать о бобрах..." То есть о переводах. И многое и сказано.

Но я не видела обсуждения вот какой темы - на которую меня навел Э.Симон. Некоторые произведения Стругацких ведь переводились с рукописей, а не с советских изданий. Что даже в переписке их отражено.

А рукописи могли (а могли и не) отличаться от изданных вариантов.

Так вот, а уцелели ли какие-то из этих отличий в переводах? Никто не пробовал порыть _эту_ тему?..
silent_gluk: (pic#4742416)
[personal profile] silent_gluk
Собственно, сабж - вот уже второй том Полного собрания сочинений Стругацких моно - наконец! - приобрести и в бумажном виде.

Вот здесь - http://litgraf.com/detail.html?book=1002 .

В том входят произведения 1958 года - известные как широко, так и не очень, а также публицистика, переписка и интересные комментарии - 702 страницы увлекательных материалов.

Напоминаю содержание:

Раздел I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Страна багровых туч
Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Извне

ИЗ АРХИВА

Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Гигантская флюктуация
Борис Стругацкий. Без повязки
Борис Стругацкий. [Стихи к фильму «Спутник»]

ВАРИАНТЫ РУКОПИСЕЙ И ИЗДАНИЙ

«Страна багровых туч»
«Извне»

Раздел II. ПУБЛИЦИСТИКА

ОПУБЛИКОВАННОЕ

Аркадий Стругацкий. Пьеса-памфлет Дзюндзи Киносита «Успение лягушки»

ИЗ АРХИВА

Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Научная фантастика
Аркадий Стругацкий. Книги японских писателей
Аркадий Стругацкий. Японская литература в СССР

Раздел III. ПИСЬМА, ДНЕВНИКИ, ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ

Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Переписка, 1958
Борис Стругацкий. Письма супруге, 1958
Аркадий Стругацкий. Дневник, 1958–1959
Аркадий Стругацкий. Записная книжка, 1957–1958
Аркадий Стругацкий. Записная книжка, 1958
Борис Стругацкий. Записная книжка, 1958

Раздел IV. ПРИЛОЖЕНИЯ

Необходимые пояснения
Комментарии и примечания
Библиография. 1958 г.
Указатель имен
Указатель заглавий произведений и их аббревиатур


Правда, у тома опять два недостатка: мягкая (зато стильная) обложка и цена - 19 долларов США, да еще пересылка... Но а куда деваться, с подводной-то лодки.
silent_gluk: (pic#4742423)
[personal profile] silent_gluk
Оригинал взят у [livejournal.com profile] val000 в Эзотерика от братьев Стругацких
В этой заметке речь пойдёт не о забавной сказке Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и даже не о романе «Пикник на обочине». Я хочу сказать несколько слов о возможно самом серьёзном, самом малоизвестном и самом последнем опубликованном романе братьев Стругацких «Град обреченный».

Роман был написан в 1972-м, а опубликован только в 1988-1989 годах. Причин тому много, но главная, на мой взгляд, в том, что роман – беспощадная сатира на СССР. Кроме того, в романе очень просто и доходчиво показано не только сходство коммунизма с фашизмом и жизни в СССР с адом, но и полная несостоятельность коммунистической идеологии. Именно как антикоммунистическое откровение восприняли его в далёком 1989-м и я, и мои друзья. Read more... )
silent_gluk: (pic#4742471)
[personal profile] silent_gluk
Отсюда - https://www.facebook.com/photo.php?fbid=482089648797995&set=a.131085540565076.1073741827.100009908921583&type=3 - по информации [livejournal.com profile] umklaidet.

Андрей Стругацкий
8 ч ·
Борис Стругацкий в своих "Комментариях к пройденному" вспоминал, что многим читателям, привыкшим к оптимистической советской фантастике, не понравилась трагическая концовка повести "Далёкая Радуга". В числе прочих отзывов однажды БН получил письмо от недовольного одиннадцатилетнего мальчика Славы, ученика 4-го класса, с предложением изменить финал и спасти героев повести.
«Припишите там что-нибудь, вроде: Вдруг в небе послышался грохот. У горизонта показалась черная точка. Она быстро неслась по небосводу и принимала все более ясные очертания. Это была «Стрела». Вам лучше знать. Пишите, пожалуйста, больше».
Спустя некоторое время мальчик Слава вырос и стал известным писателем-фантастом Вячеславом Рыбаковым, автором прекрасных повестей и романов, одним из лучших учеников Бориса Стругацкого.
И кстати говоря, произведения Рыбакова далеко не всегда заканчиваются хэппи-эндом...
А недавно Вячеслав "раскопал своих подвалов" и обнаружил ответ Бориса Натановича на то самое давнее письмо. И любезно дал мне разрешение на его публикацию.
Вот этот ответ, читайте.




И из комментариев:

Levkonoe Zhabba У меня тоже есть письмо от Б.Н. , написанное в 79 г. Я спрашивала его про японскую литературу, а он вежливо и любезно переадресовал меня к А.Н.

silent_gluk: (pic#4742471)
[personal profile] silent_gluk
А сегодня с нами кусочек сборника.



Это обложка.


Читать дальше )

Итак, с нами:

Strugazki A. Der Wald / Strugazki A., Strugazki B.; Aus dem Russ. von A.Moeckel // Die Rekonstruction des Menschen: Phantastische Geschichten / Herausgegeben von E.Simon; Umschlagentwurf Schulz/Lobowski. - Berlin: Das Neue Berlin, 1988. - (SF Utopia). - ISBN 3-360-00846-5. - S.292-392. - Нем. яз. - Загл. ориг.: Лес.

Что можно сказать о переводе? Если верить послесловию, за основу взят текст из "Эллинского секрета". Может, так оно и есть - по причине незнания языка не могу проверить, увы. Любопытно: в немецком ведь _все_ существительные пишутся с заглавной буквы, и когда надо какое-то особо выделить (как "Город", к примеру - его выделяют курсивом. А вот прозвища просто перевели, никак не выделяя).
silent_gluk: (pic#4742422)
[personal profile] silent_gluk
...мы обязаны братскому сообществу с мейл.ру - https://my.mail.ru/community/abs/0B92E31FE830CF57.html

Андрей Стругацкий вспоминает

Эти стихи Бориса Натановича не войдут в ПСС и вряд ли их вообще где-нибудь напечатают.

1.
Вспомнил ни к селу ни к городу. Я вообще-то ни в какие гороскопы не верю, чушь это всё, по-моему, собачья. Родители мои тоже астрологией не увлекались, поскольку были учёными-астрономами, а астрономия и астрология - мягко говоря, не одно и то же. Но, по рассказам мамы, она всё никак не могла запомнить порядок расположения зодиакальных созвездий.
И вот однажды папа сочинил стишок-подсказку...

ОВЕН, ТЕЛЕЦ, два БЛИЗНЕЦА,
За ними РАК и ЛЕВ
Идут по небу без конца
В сопровожденьи ДЕВ.
ВЕСЫ качает СКОРПИОН,
СТРЕЛЕЦ КОЗУ ведёт,
А ВОДОЛЕЙ под мерный звон
Двух РЫБ в ведре несёт.

...и всё стало на свои места!

(год не указан)

2.
Из разных стран земли
Приходят корабли.
Навстречу кораблям
Мяукает Калям.

Он серый и усатый,
Горбатый, полосатый.
Он любит поиграть
И рыбку пожевать.

А рыбки уплывают,
Калям их догоняет.
Он каждую рыбку
Съедает по ошибке.

© Б.Н.Стругацкий (1 и 2 строфа)
© А.Б.Стругацкий, в возрасте 6 лет (3 строфа)
1966 год.


silent_gluk: (pic#4742428)
[personal profile] silent_gluk
...о том, что есть в Интернете театральная постановка "За миллиард лет до конца света".

Год выпуска: 2009
Жанр: драма
Продолжительность: 01:25:49

Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки, Киев

Режиссер: А. Рябин


Но больше я пока ничего не знаю.
silent_gluk: (pic#4742422)
[personal profile] silent_gluk
От [livejournal.com profile] ka_mysh

Кто-то коллекционирует марки или там значки, а я коплю истории. Процентов девяносто из них начинается со слов «есть у меня друг…». Байки, курьезные и не очень случаи с работы, дорожные наблюдения, командировочные впечатления, анекдоты из повседневной жизни. Да мало ли еще что?
Недавно Facebook («Фейсбук» или ФБ) торжественно поздравил меня с тем, что количество моих «френдов» в данной социальной сети превысило 500 человек. Не вот тебе прямо, чтоб какой-то рекорд — лично знаю людей, у которых таких «друзей» тысячи и тысячи. Вот оно, ключевое! Лично знаю. Несколько еще лет назад я мог уверенно заявить, что знаком (и далеко не только лишь знаком) со всеми, кто значится в списке моих фейсбучных френдов. Теперь это не так. Соцсети — очень удобное изобретение, которое замечательно упрощает межличностную коммуникацию. И параллельно размывает и нивелирует подлинное значение слова «друг». Друзья в ФБ и друзья по жизни — понятия совсем не равнозначные. А что это вообще такое — дружить?
Можно полистать словари. А можно потратить минут 15 и прочитать «Повесть о дружбе и недружбе» — сказку-притчу братьев Стругацких, единственное, пожалуй, их произведение, которое можно отнести к детской литературе. Ее герой подросток Андрей Т. вечером 31 декабря отправляется на помощь своему лучшему другу Генке-Абрикосу, попавшему в беду в некой фантастической реальности. На это герою отводится меньше двух часов — до полуночи. Не успел — все, финиш, конец, game over. По ходу действия Андрей выясняет, что пройти воду, медные трубы, не сгореть в огне собственной алчности и не уступить своей трусости получается, только если ты — смелый, «не слишком умный» и не ищешь «самый простой выход из». А просто берешь и делаешь.
Как пишут Стругацкие: «Есть вещи, которые нельзя не делать, несмотря ни на что. Например, люди идут сражаться за Родину. Или погибают, спасая женщин и детей. Или летят в Космос. Да мало ли еще?»

Немало. И это «немало» не обязательно какое-то особенно возвышенно-героическое. Повседневная дружба — это что-то хлопотное, докучливое, что-то, что почти всегда не вовремя. Вот друг звонит и приходится отвлекаться от важных дел и обязанностей, самому куда-то звонить или писать, а то срываться и ехать на другой конец города. А потом объясняться дома и на работе по поводу отлучек и опозданий...
Но только из этой повседневной докуки и появляются рядом с тобой не виртуальные френды, а реальные люди. Появляются и остаются. А следом — истории, начинающиеся словами «есть у меня друг…». И таких историй у меня не одна. И сегодня у меня появился отличный повод поздравить всех героев этих историй с хорошим праздником — Всемирным днем друзей.


Чубар А. Друзья и френды // Вечерняя Москва (М.). - 2017. - 8-15 июня (№21 (27661)). - С.2
(или - http://vm.ru/news/386913.html )
silent_gluk: (pic#4742416)
[personal profile] silent_gluk
Сегодня мы поздравляем с днем рождения братское сообществ с Дайри - http://strugatskie.diary.ru/

Ему уже 9 лет, и сколько мы с ним знакомы - я и не упомню. И каждый день его существование меня радует. Долгих ему лет жизни, интересных постов и обсуждений!
silent_gluk: (pic#4742425)
[personal profile] silent_gluk
Объявили о подготовке игры по "Граду обреченному". https://vk.com/grad_obrechenniy

Задумка выглядит интересной, о мастерской группе я не знаю ничего (ни в плюс, ни в минус), но что ж время-то такое неудачное??? (Кто не знает - это как раз время Зиланткона.)

В другое время я бы серьезно подумала, но Зиланткон я люблю больше. Во всяком случае, лучше знаю, чего от него ожидать.

А если вы к Зиланткону равнодушны - можете и обдумать идею участия. Потом, если удастся, расскажете...
silent_gluk: (pic#4742415)
[personal profile] silent_gluk
И очередное условно свежее издание.



Это обложка.

Читать дальше )

Итак, это:
Стругацкий А. За миллиард лет до конца света: [Повесть] / Стругацкий А., Стругацкий Б.; Серийное оформление и компьютерный дизайн В.Воронина; [Художник - М.Уэлан]. - М.: Изд-во АСТ, 2016. - 224 с. - (Книги братьев Стругацких). - ISBN 978-5-17-097448-1. - 3.000 экз. - Подп. в печ. 2016.04.18. - Заказ № 8790/16.

Что можно сказать об издании? Текст стандартный восстановленный, художник стандартно не указан (но мы с вами знаем, что это М.Уэлан). Аннотация любопытная - насчет литературных, исторических и метафизических аллюзий. Интересно, их там правда _особенно_ много?.. А то лично я насчет метафизических не скажу, но литературных и исторических увидела, в общем, примерно обычный уровень (их ведь и в других произведениях Стругацких хватает).
silent_gluk: (pic#4742427)
[personal profile] silent_gluk
...мы опять обязаны братскому сообществу из ЖЖ.

Оригинал взят у [livejournal.com profile] maysuryan в Новый герой нашего времени?
В настоящем соо уже обсуждалась вот эта занятная открытка.


Но меня она навела ещё на кое-какие невесёлые мысли, которые излагаю ниже.
Что в этой открытке больше всего удивляет? Что её авторы взяли слова откровенно непривлекательного героя повести "За миллиард лет до конца света" – Владлена Семёновича Глухова. И хотя имя у этого персонажа самое революционное – Владлен – это же расшифровывается никак иначе, чем "Владимир Ленин"! – но во всём остальном это супер-обыватель. "Не просто любит, а даже предпочитает" сидеть у телевизора. "По приходе он с удовольствием выпил предложенный Вайнгартеном стаканчик водки и заметно огорчился, узнав, что это последний... Он был какой-то очень от мира сего: с аппетитом выпил и хотел ещё, с детским удовольствием ел икру, чай предпочитал цейлонский, а читать больше всего любил детективы."
Причём раньше он был совсем иным, по словам другого героя повести, Фила Вечеровского: "Он очень сильно переменился. Это ведь был этакий живчик – энергичный, крикливый, ядовитый... никакого руссоизма, никаких рюмочек. Сначала я его просто пожалел, но когда он принялся рекламировать свое новоё мировоззрение, это меня взбесило. [...] Теперь он просто раздавлен". И главный герой произведения, Малянов, с упавшим сердцем констатирует: "Вот, значит, как это выглядит. Человека просто расплющило. Он остался жив, но он уже не тот. Вырожденная материя... Вырожденный дух. Что же они с ним делали? Не выдержал...".
И вот рассуждения такого персонажа, с "вырожденным духом", потерпевшего полное жизненное фиаско и "раздавленного" судьбой ("из человека сделали медузу", говорит Малянов дальше), которые должны вызывать к нему разве что брезгливое сочувствие, кто-то нынче додумался ставить на открытки, как некие философские прозрения и откровения!..
Read more... )
silent_gluk: (pic#4742419)
[personal profile] silent_gluk
Оригинал взят у [livejournal.com profile] maysuryan в Об одной цитате из "Обитаемого острова"

"Неизвестные Отцы... группа наиболее опытных интриганов, остатки партии путчистов, сохранившиеся после двадцатилетней борьбы за власть между военными, финансистами и политиками..."

"Вот я, собственно, решил заниматься экономикой, — говорил Егор Гайдар в эфире «Эха Москвы» в августе 2005 года, — Вы будете смеяться, — после того, как прочитал в финале «Обитаемого острова» диалог между Странником и Максимом, где он говорит ему: да ты, вообще понимаешь, что в стране инфляция? Ты, — говорит, — вообще знаешь, что такое инфляция? После этого я твёрдо решил разобраться". Было тогда будущему премьеру, как гласит легенда, 15 лет, то есть было это в 1971 году.
Похожее свидетельство Сергея Васильева о середине 80-х годов: "Тогда же или чуть раньше я был у него дома летом, ходили купаться на Москва-реку в Строгино, обсуждали (роман братьев Стругацких) «Обитаемый остров» — на нас обоих он произвел глубочайшее впечатление. Помните, чем там кончается? Он кончается тем, что Максим порушил башни, а охранник его спрашивает: а ты знаешь, что в стране инфляция? И как ты будешь бороться с инфляцией? А Максим отвечает: я буду делать, что умные люди подскажут, надо будет — буду бороться с инфляцией. Тема была тогда весьма современная..."
(Между прочим, Аркадий Стругацкий умер всего за несколько дней до назначения своего зятя, Егора Гайдара, замглавы правительства тогда ещё РСФСР. Но это так, к слову).
Вот этот диалог из "Обитаемого острова":
Read more... )
silent_gluk: (pic#4742420)
[personal profile] silent_gluk
Обнаружилась тут такая книга:

А.Романов. "Жуки в муравейнике. Братья Стругацкие".

126 страниц, только электронный формат (но нас этим уже не удивить, правда?)

Писатель о писателях. Увлекательнейший взгляд создателя миров из двадцать первого века на своих предшественников. "Жуки в муравейнике" – книга Александра Романова о творчестве братьев Стругацких, открывающая новую серию “Литературное наследие писателей двадцатого века”, включает в себя большое обзорное эссе, а также анализ каждого крупного произведения знаменитых советских фантастов. Результат этого глубокого анализа окажется интересным как широкой аудитории читателей, так и молодым писателям, делающим свои первые шаги в области создания фантастической художественной прозы. Писатели приходят в этот мир, чтобы передать частичку своей души, но, к сожалению, часто бывает так, что отдавать ее приходится целиком. Тяжесть создания большого многогранного и совершенного литературного произведения под силу понять лишь избранным. Об этом невозможно рассуждать ни разу не попробовав посидеть над рукописью годами, в поисках наиболее удачной формы и содержания, в поисках красивого изложения глубокой, выстраданной всеми частичками своей души, идеи.


На Озоне ( http://www.ozon.ru/context/detail/id/141319647/ ) можно прочитать фрагмент. А на Флибусте можно найти и весь текст.

Я почитала представленный фрагмент - и у меня теперь сильнейшие подозрения, что автор тихо издевается.

Листая страницы книг, я снова и снова ловлю себя на одной и той же мысли. Мне хочется разглядеть больше красок, но, сколько раз не перечитывай главы повестей Стругацких, серый, черный и белый, все равно не станут лиловыми, лазурными и сиреневыми, а товарищи не станут друзьями. Мне хочется, чтобы имена героев были более простыми хотя бы для чтения, не то, чтобы уж даже для запоминания, но вместо этого я в очередной раз вынужден читать Вандерхузе, Фарфуркис, Парнкала, Домарощинер, Вайнгартен, Брандскугель, Тристаналоффенфельд, Шуштулетидоводус и т.д. При всем уважении, простите, но это уже перебор.


НО у меня не хватает храбрости прочитать весь текст и узнать, там _все_ такое или все-таки в конце автор признается, что весело разыграл читателя?.. Вот потому и ищу храбреца.
silent_gluk: (pic#4742421)
[personal profile] silent_gluk
Собственно, сабж.



Кажется, откуда-то из района Самары, но это в наш век интернет-магазинов ни о чем не говорит.
silent_gluk: (pic#4742415)
[personal profile] silent_gluk
...празднуем день рождения братского сообщества в ЖЖ - http://ru-strygackie.livejournal.com/

Ему уже 11 лет, и примерно половину (в декабре будет тому 6 лет) я его опекаю. Уж как могу. Во всяком случае, там больше нет спама, а иногда даже есть обсуждения.

Традиционно - пожелаем ему долгих лет, интересных постов и обильных обсуждений!..
silent_gluk: (pic#4742428)
[personal profile] silent_gluk
Помните в "Хищных вещах века" такую группу людей - "грустецы"?.. Узнаем мы о них из текста не то чтобы много.

В сущности, вот единственные цитаты:

"Она повалилась на тахту напротив меня и задрала ноги на телефонный столик.
- Киньте сигаретку рабочему человеку, - сказала она. - Пять часов не курила.
- Я некурящий… Позвонить, чтобы принесли?
- Господи, и здесь грустец… Оставьте телефон, а то опять припрется эта баба… Пошарьте в пепельнице и найдите бычок подлиннее!"

"- А вы не смейтесь, попробуйте сами… Меня сегодня научила одна дама в Салоне. Всю меня обслюнявила, старая корова… Будете пробовать?
- А зачем это она вас слюнявила?
- Кто?
- Корова.
- Ненормальная. А может, грустица… Как вас зовут, я забыла."

"Оскар начал. По-видимому, он был хороший работник. Он действовал быстро, энергично и целеустремленно. Правда, Римайер обвел его вокруг пальца так же, как и меня. Но Оскару тем не менее удалось многое. Он понял, что искомое «снадобье» называют здесь слегом. Он очень быстро понял связь слега с «Девоном». Он понял, что ни рыбари, ни перши, ни грустецы не имеют к слегу никакого отношения."

Особого внимания я на них не обращала - ну, грустецы и грустецы, вон еще перши есть, артики, да мало ли кто... А тут вдруг подумалось: а не отсылка ли это к gay, что некогда в словарях переводилось как "веселый"?..
silent_gluk: (pic#4742428)
[personal profile] silent_gluk
А сегодня с нами издание немецкое.



Это обложка.

Читать дальше )

Итак, это:
Strugazki A. Die dritte Zivilisation / Strugazki A., Strugazki B.; Aus dem Russ. von A.Moeckel; Umschlag G.Wongel. - Berlin: Volk und Welt, 1977. - 96 S. - (Die Roman-Zeitung. - 1977. - 09 (330)). - Нем. яз. - Загл. ориг.: Малыш.

Что можно сказать об издании (помимо того, что я не очень поняла: это книга или периодическое издание?). Немецкий перевод датирован 1975 годом, и по некоторым признакам (фраза про шахматы "Ей тысяча лет", "перечисление проблем, по которым Стась мог связаться с любыми специалистами, если об этом бы спросил Малыш: «...относительно моделирования П-абстракций, обмена веществ у абиссальных форм жизни, методики построения шахматных этюдов...»" и т.д.) можно предположить, что за основу брался текст из "Талисмана" (хотя, конечно, определять по переводу на неизвестный язык столь незначительно отличающиеся варианты - занятие неблагодарное).

Из интересного: любимые слова Малыша (кстати, он - то der Kleine, to Kleiner): "phantastisch", "praechtig" ("феноменально"), "Springinsfeld" ("Щелкунчик"), "Donner und Doria".

Примечательно, что "перетекание" названий глав соблюдается не всегда.

Варианты имен: Vanderhoeze. Майку именуют Maja.

Диалог про
"— Ба-кал-да-ка. На-кас слы-кы-ша-кат.
— Са-ка-ма-ка ба-кал-да-ка, — ответствовал я. — Та-кам же-ке тра-кан-сля-ка-то-кор..."
выглядит так:

"Du-kumm-k-kopf. U-kuns hoe-koert ma-kan do-koch."
"Se-kel-be-ker Du-kumm-ko-kopf", parierte ich. "De-ker Ue-kue-be-ker-se-ket-ze-ker laeu-kaeuft"...
silent_gluk: (pic#4742426)
[personal profile] silent_gluk
Посмотрела я тут - по "наводке" Ю.Флейшмана "студенческий фильм "Неразменный пятак"" (https://www.youtube.com/watch?v=6ej54WYNpo8 ) - "по мотивам повести Стругацких "Понедельник начинается в субботу"" (собственно, почему я его и посмотрела).

Ну что - сабж. Я не могу рассуждать об актерской игре, о режиссерском замысле и т.д., увы. "В качестве компенсации" могу предложить только одно: я не буду придираться к возможным сюжетным нестыковкам и т.д. (или к тому, что мне таковым показалось). Предположим, что это притча, которой можно. Или, скажем, что в той реальности - оно так и есть. Правда, в этом последнем варианте мы отходим от "Понедельника...", существенная часть очарования которого, как мне кажется, именно в том, что НИИЧАВО где-то рядом, рядом с нами - но "а что у меня прямое?". Ладно, пусть будет притча.

Попытки "осовременить" "Понедельник...", насколько я понимаю, делались неоднократно, причем и самими Стругацкими (идея написать третью часть "про НИИЧАВО"). Стругацкие от этой идеи отказались (мой комментарий: и хорошо!), другие - нет (мой комментарий: ну... тоже факт). Этот "студенческий фильм" тоже пытается осовременить, причем не на уровне только антуража, а и на уровне постановки проблемы. Но вот тут проблема и есть: предложенная проблема как-то не стыкуется с первоисточником. Да, конечно, бы сценарий "Понедельника...", где предлагалась аналогично нравоучительная проблема "одним времени на любимую работу не хватает, другие его тратят бессмысленно" (и нравоучительный вывод типа "надо стремиться к тому, чтобы не было людей, страдающих из-за избытка времени" - это не точная цитата, это мой кривой пересказ). Но она все же ближе к проблематике, над которой работал НИИЧАВО, чем проблема уклонизма (от службы в армии) или склонности к незаслуженным благам (кстати, опять же, тут авторы подыграли сами себе: герой тратит деньги исключительно на себя, причем на "материальную", так сказать, сторону существования. Можно было бы углубить проблему: герой оплачивает лечение родителям; жертвует деньги в благотворительный фонд; идет на курсы хотя бы. Но мы ж решили, что у нас притча, а притче сложность персонажей противопоказана).

Так вот, если бы из этого ролика убрать _все_ отсылки к Стругацким (оставив собственно монету; да ведь она - не изобретение Стругацких) - наверное, была бы нравоучительная короткометражка. Судя по встречаемости "притч" и прочих поучительных историй в блогах - народу такое нравится. Ну и хорошо.

Если бы снять короткометражку именно по "Понедельнику..."... даже именно по истории с Неразменным Пятаком... Гм, сейчас, насколько я понимаю, очень трудно передать именно _дух_ этого произведения, а ведь он не менее важен, чем сюжет. Ну, то есть либо дух таки не удалось бы передать - одной не слишком удачной экранизацией в этом мире стало бы больше. Либо удалось бы - и вот это стало бы воистину удивительным и уникальным явлением.

Но на данный момент мы имеем, увы, химеру... Имхо, естественно. Химера эта очень характерна, конечно.. Вот если бы надо было мне продемонстрировать разницу между 1960-ми и сегодняшним днем - лучше примера, пожалуй, не найти (разве что вообще "вторичное творчество" по Стругацким, но и этот пример был бы не лучше - он был бы ровно таким же). Но уж очень жаль первоисточник - который в очередной раз не получил нормальной экранизации. А есть ли в нашей химере что-то, кроме этой характерности?.. Вот не уверена.

P.S. Очень забавно: я начинала писать пост, собираясь быстренько оплевать ролик - и закрыть тему. Но вот так присмотрелась (в обоих смыслах) - и поняла, что фильм не настолько далек от первоисточника, как мог бы. Авторы, во всяком случае, старались держаться поближе. Что из этих попыток получилось - вопрос отдельный. В общем, Стругацкие опять (в очередной раз!) оказались правы: тут главное не закричать еще на подходе: "Чего там, и так все ясно" - дальше пойдет как по маслу.

P.P.S. Не менее забавно: один мой знакомый (правда, признавшийся, что смотрел краем глаза) отметил исключительно превращения монеты (когда она вращается, на секунду она становится пятицентовиком, кажется) и увидел в этом очередное пинание США. Я услышала, что НИИЧАВО специально разработал эту монету для помощи "органам охраны правопорядка" и что надо бы его поблагодарить за помощь с выполнением плана (и взвилась, "как факел над газовым месторождением"). И мне теперь крайне интересно: а что увидите вы???
silent_gluk: (pic#4742416)
[personal profile] silent_gluk
...по мотивам "Понедельник начинается в субботу".



Я бы сказала, что он очень характерен. Особенно в сопоставлении с оригиналом.

За информацию спасибо Ю.Флейшману.
silent_gluk: (pic#4742428)
[personal profile] silent_gluk
Оригинал взят у [livejournal.com profile] twincat в Стругацковедческое.
Чот я задумался про радиант Пильмана. Насколько помню, он приводил аналогию со стрельбой из пистолета по вращающемуся глобусу - точно и красиво. Одна беда. Глобус ведь не просто вращается, он же еще по орбите летит. И не по одной. Вокруг Солнца, вокруг центра Местного скопления, вокруг центра Галактики, наконец. Не стоит на месте, короче. Зон, кажется, было шесть - получается, что между "выстрелами" проходило часа по четыре, за это время "глобус" уйдет черт-те куда.

Мало того, тогда получается, что Посещение в каждой из Зон начиналось с четырехчасовым сдвигом по времени, о чем в тексте нет ни слова - а меж тем, это деталь весьма значимая, и позволила бы дойти до радианта Пильмана абсолютно любому астроному примерно в ноль секунд.

Я все правильно же говорю? Если все "выстрелы" попали в Землю, несмотря на ее собственное движение, то, значит, целились именно в нее.

АПД: Нет, все же я тупой. Но цепкий. Полдня разговоров - и элементарная мысль наконец:

Да я так-то вообще задумался всерьез насчет радианта. Понимаете, радианты считаются по траекториям. А траекторий нет. Ни в воздухе метеорных следов, ни в земле следов вхождения. Единственный способ хоть как-то этот радиант построить у Пильмана - это знать точное время возникновения каждой из Зон, и по пересечению наблюдаемых в этот момент с этого места участков неба попытаться что-то построить.

Только так, и никак иначе.

В комментарии приглашаются те, у кого хорошо с астрономией и математикой: а как вообще можно (и можно ли) вычислить Радиант Пильмана (и можно ли решить обратную задачу: зная точку, из которой, так сказать, "стреляли", определить расположение шести Зон, а также зная расположение двух-трех Зон - определить расположение остальных)?..
silent_gluk: (pic#4742471)
[personal profile] silent_gluk
Отсюда: http://www.min.co.ua/?p=844

Братья Стругацкие: как самые оптимистические писатели стали пессимистами
Автор: Павел Минка.

Братья Стругацкие начинают как писатели, источающие оптимизм и веру в светлое будущее. Их мир Полудня — мир смелых и творческих людей будущего. Это мир утопии. И даже среди почитателей Стругацких многие с отторжением или легкой иронией воспринимают их раннее творчество, мол, оно чрезмерно пронизано коммунистической идеологией. И действительно: мир Полудня – это будущее СССР, каким его видели Стругацкие.

Читать дальше )
silent_gluk: (pic#4742425)
[personal profile] silent_gluk
...что эта песня написана к "Пикнику на обочине". Поэтому она здесь.

(Отсюда: https://www.stihi.ru/2010/01/07/3612 )

Г.Рейхтман
Жухлая повесть листьев

Жухлая повесть листьев.
Тонут в листве шаги.
Выпейте виски, мистер -
День всё равно погиб.

Жёлтые окна зданий
Тоже скорбят о нём...
С каждой оконной рамой
Пью похоронный ром.

Хватит, пожил, довольно -
Кроны уже - листьями вниз,
Словно его знамёна.
Выпейте виски, мисс!

Гулок дворовый отклик.
Сух перещёлк тихой ноги.
Выпейте, сэр, хоть водки -
День всё равно погиб.

Снег упадёт на плиты.
Медленный вальс, скрученный шейк.
Ты докурил до фильтра.
Пусто в твоей душе.

Нет, снегопад не знает,
Где у него низ или верх.
Нет, снегопад не тает,
Просто стареет, сэр.
rotbar: (Default)
[personal profile] rotbar
Перечел "град обреченный". Первый раз читал лет в 14. Поэтому не на то обратил внимание. Сейчас помимо всего прочего поразило описание английского полковника. Это просто какой-то полубог. Вопрос: Стругацкие были в курсе о особых отношениях между СССР и Британией или это просто совпадение?

Таки образ английского полковника, действительно: выписан со странною любовью... А что, на эту тему, скажут участники сообщества?
silent_gluk: (pic#4742419)
[personal profile] silent_gluk
...братскому сообществу с мейл.ру - https://my.mail.ru/community/abs/267B256F026F3542.html - и Фейсбуку Н.Ютанова.



Стоят Борис Стругацкий и Андрей Измайлов.
silent_gluk: (pic#4742416)
[personal profile] silent_gluk
..."книга с оригинальной обложкой". (Ну, если бывают "конверты с оригинальной маркой", почему бы не быть книге с оригинальной обложкой?)



Это обложка.


Читать дальше )

Итак, с нами:

Стругацкий А. За миллиард лет до конца света: [Фантастическая повесть] / Стругацкий А., Стругацкий Б.; Серийное оформление Е.Ферез. - М.: Изд-во АСТ, 2016. - 256 с. - (Эксклюзив: Русская классика). - ISBN 978-5-17-096331-7. - 7.000 экз. - Подп. в печ. 2016.02.12. - Заказ 1488.

Содержание:
За миллиард лет до конца света. С. 3-248.
Комментарии к пройденному / Б.Стругацкий. С.249-254.

Что можно сказать об издании? Текст - стандартный восстановленный, обложка - приятно нестандартная, но узнаваемая (жаль - художник неизвестен). Вспоминается обложка к японскому изданию - там тоже кота нарисовали. Все любят котиков.

Но почему же и в этой серии никогда не указывают художников?..
silent_gluk: (pic#4742415)
[personal profile] silent_gluk
Совсем недавно я писала, что издательство "Литграф" планирует выпуск бумажного ПСС Стругацких - правда, по технологии "print-on-demand" и в мягкой обложке. Ну и цены не то чтобы слишком гуманные.

Ну так вот:

Оригинал взят у [livejournal.com profile] umklaydet1 в ПСС АБС.
Из фейсбука:

21 июня я подписал договор с Андреем Стругацким на издание полного собрания сочинений АБС под редакцией люденов в 33 томах. 1 том выйдет из печати в августе. Затем планирую выпускать по 1 тому в месяц.



Правда, цены по-прежнему негуманны (1.300-1.500 том, ориентировочно). Зато в твердой обложке. И, может, хоть доставка дешевле будет - обещают, что тома попадут и в интернет-магазины (правда, тираж что-то около 500 экз. Знаете, вариант "Литграфа" мне начинает нравиться больше. По крайней мере, там нет гонки "кто не успел, тот опоздал").

Со сто восемьдесят девятой стороны, есть вид, что _позже_ (может быть, даже в следующем году) стартует выпуск _бюджетного_ ПСС. Но это так, то ли будет, то ли нет...

Правда, интересен еще такой момент: а выйдут ли все 33 тома??? Потому что в группу "Людены" я верю. Эти - сделают. А вот в издательства - хотелось бы, но получается не всегда...
silent_gluk: (pic#4742420)
[personal profile] silent_gluk
Отсюда: http://politikus.ru/video/95461-bratya-strugackie-pisma-o-buduschem.html

"Выход в космос и начало его освоения были для Стругацких не какими-то оторванными от жизни событиями. Они воспринимались братьями как наступление новой эры. Осенью 1959 года Аркадий Стругацкий писал в газете «Литература и жизнь»: «И вот пришел день, когда лунный перелет стал фактом. Мечта осуществилась. Человек дотянулся до космического тела – пока только до ближайшего. Вероятно, в скором времени первые космонавты ступят на почву Луны, и Луна перестанет быть объектом научной фантастики». Таким образом, если европейский романтизм XIX века явился отторгающей реакцией на научно-технический прогресс, то советский романтизм 60-х органично его дополнял. Его романтика направлена на познание неведомых далей, изучение космоса, строительство нового мира – он ведь возник из соприкосновения чудесного и реального, что и произошло с наступлением космической эры во второй половине 50-х – начале 60-х."

Когда наступил перелом в творчестве братьев Стругацких и с чем он был связан. Почему современная фантастика не предлагает позитивного образа будущего. Заведующая учебно-научным сектором политической культуры Московского государственного института культуры Юлия Черняховская рассказывает о своей книге «Братья Стругацкие».



Только комментарии лучше не читать.
silent_gluk: (pic#4742421)
[personal profile] silent_gluk
...состоялось вручение АБС-премии.

Кажется, уже в 19 раз.

Художественное произведение: Вячеслав Рыбаков "На мохнатой спине"
Критика и публицистика: Иван Ефремов "Переписка Ивана Антоновича Ефремова"
silent_gluk: (pic#4742425)
[personal profile] silent_gluk
Отсюда: http://rybakov.pvost.org/?p=2429#respond

Кто в лес, кто по дрова — но и печь растопили, и пирог испекли...
Posted by В. М. Рыбаков on Июнь 16, 2017

Вот и закончилась юбилейная ретроспектива фильмов Константина Лопушанского в кинотеатре «Родина». Показали, в частности, и «Гадких лебедей». Работа над сценарием помнится, будто дело было вчера. Но никуда не уйти от факта, что с момента выхода фильма на экраны прошло уже более десятка лет.

Читать дальше )


А сценарий можно прочитать по этой ссылке - http://rybakov.pvost.org/wp-content/uploads/2017/06/Ugly-swans.pdf .
silent_gluk: (pic#4742471)
[personal profile] silent_gluk
...мы обязаны братскому сообществу с мейл.ру - https://my.mail.ru/community/abs/621DDAD07DA535D2.html

Не могу удержаться. Юра Флейшман только что прислал свою очередную уникальную находку: Газета "Большевик" (Ташла Чкаловской обл.), - 1943. - 12 июня (№ 93). - С. 2:




Насколько я понимаю, это перепост из Фейсбука БВИ.
silent_gluk: (pic#4742423)
[personal profile] silent_gluk
Но факт.

В издательстве "Литграф" (http://litgraf.com/shop.html - хорошо знакомом по электронной версии ПСС Стругацких) теперь можно купить и бумажную версию. Пока только первого тома - http://litgraf.com/detail.html?book=1001 . Зато учтите, что этот том - самый, пожалуй, экзотический, существенная часть произведений никогда не публиковалась и даже, наверное, не планировалась к публикации. И там мое любимое "Четвертое царство"!

Напоминаю содержание:

Благодарности и предисловия

От составителей . . . . . . . . 3
Борис Стругацкий. Вместо предисловия . . . . . . . 4
Роман Арбитман. Понедельник навсегда . . . . . . . 6

Раздел I. ТВОРЕНИЯ ЮНОШЕСКИХ ЛЕТ И ПРОЧИЕ БРУЛЬОНЫ

АРКАДИЙ СТРУГАЦКИЙ

«Подлодка плыла...» . . . . . . . . 10
Как погиб Канг . . . . . . . . 10
Черный остров . . . . . . . . 14
Румата и Юмэ . . . . . . . . 14
Голубая планета . 17
Первые . . . . . . . . 34
Salto-mortale . . . . . . . . 44
Случай в карауле . . . . . . . . 60
В отдаленной местности . . . . . . . . . . . 63
«Слева с ревом и треском...» . . . . . . . . . 68
«— Какой ты здоровяк...» . . . . . . . . . . . 69
Каждый умирает по-своему (Без морали) . . 71
Будни . 95
«Алексея провожал генерал...» . . . . . . . . 96
«В одно прекрасное майское...» . . . . . . . 97
Четвертое царство . . . . . . . . 98
Нарцисс . . . . . . . . 129

БОРИС СТРУГАЦКИЙ

«Мы сидим за партой...» . . . . . . . . . . . 133
«Меня будто ударили...» . . . . . . . . . . . 134
«...Он тогда вышел из кабины...» . . . . . . 134
Песни к выпускному вечеру в школе . . . . 134
«У подножья гордого Алтая...» . . . . . . . 135
Подражание Г. Гейне . . . . . . . . . . . . 135
«Зачем я пишу так подробно?..» . . . . . . 136
«Смейся, смейся над судьбою...» . . . . . . 138
Арканар . . . . . . . . 139
Буги-вуги . . . . . . . . 139
«На штурвале застыла рука...» . . . . . . . 140
«Мне помнится берег...» . . . . . . . . . . 140
«Бледнели торговых судов капитаны...» . . 140
«К полудню ветер стих...» . . . . . . . . . . 141
«Если все факультеты ты умело обыщешь...» . . . . . . . . . . . . 145
«Молчишь, сказав так много...» . . . . . . 146
«Сижу у телескопа...» . . . . . . . . . . . . 146
«Вышибаем пробку...» . . . . . . . . . . . 146
«В окна сонные...» . 147
«Вперед, покорители неба!..» . . . . . . . . 147
Затерянный в толпе . . . . . . . 147
Импровизатор . . . . . . . . 151
Пятый... . . . . . . . . 156
«Ты слышишь печальный напев кабестана...» . . . . . . . . . . . 157
«В поднебесье горит Золотая Корона...» . . 157
Археологическая . . . . . . . . 157
Кто скажет нам, Эвидаттэ?.. . . . . . . . . 158
Возвращение . 165

АРКАДИЙ И БОРИС СТРУГАЦКИЕ

Песчаная горячка . . . . . . . . 169
Дачное происшествие . . . . . . . . . . . . 175

Раздел II. ПУБЛИЦИСТИКА

ОПУБЛИКОВАННОЕ

Смолян А. Отцы и дети . . . . . . . . . . . 179
Аркадий Стругацкий. Послесловие . . . . 181

Раздел III. ПИСЬМА. ДНЕВНИКИ. ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ

Стругацкий Н. З., Стругацкая А. И. Семейная хроника, 1941–1951 185
Аркадий Стругацкий. Дневник, 1941 . . . . 194
Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Переписка, 1942–1957 . 194
Аркадий Стругацкий. Рабочие записи, сентябрь 1953 . . . . . . . 312
Аркадий Стругацкий. Записная книжка, 1954–1957 . . . . . . . . 313
Аркадий Стругацкий. Записная книжка, 1957–1958 . . . . . . . . . 314
Борис Стругацкий. Школьные записи, 1949–1950 . . . . . . . . . . 315
Борис Стругацкий. Записная книжка, 1948–1951 . . . . . . . . . . 320
Борис Стругацкий. Записная книжка, 1950–1951 . . . . . . . . . . 322
Борис Стругацкий. Записная книжка, 1951–1953 . . . . . . . . . . 323
Борис Стругацкий. Записная книжка, 1954–1957 . . . . . . . . . . 326
Борис Стругацкий. Письма матери, 1954 . 328
Борис Стругацкий. Письма будущей супруге, 1954–1957 . . . . . . 330

Раздел IV. ПРИЛОЖЕНИЯ

Необходимые пояснения . . . . . . . . . . 344
Комментарии и примечания . . . . . . . . . 345
Библиография. 1947–1957 гг. . . . . . . . . 384
Указатель имен . 388
Указатель заглавий произведений и их аббревиатур . . . . . . . . 396


Мягкая обложка, 604 стр., 32 стр. иллюстраций.

И знаете, на редкость приятная обложка.



Я на нее посмотрела - даже захотелось купить поскорее (см. ниже).

Теперь о грустном (опять. Да, на меня не угодишь!). Поскольку печатается оно как print-on-demand, цена соответствующая (18 долларов). А поскольку печатается не в России - цена доставки тоже соответствующая (пробовавшие говорят, что больше 18 долларов). "От слез моих все рукава промокли".

Но никуда не деться: брать надо. Только не сейчас, а вот когда вернусь (или когда буду знать, когда возвращаюсь) - а то с получением будет морока.

P.S. Только я бы, будь у меня такая возможность, по опции "Читать первые страницы книги" приводила бы не оглавление, а какой-нибудь текст. Оглавление "положено по умолчанию"...
silent_gluk: (pic#4742429)
[personal profile] silent_gluk
...с нами очередное издание. Словацкое.



Это обложка.

Читать дальше )

Итак, это:

Strugackij A. Chromy osud / Strugackij A., Strugackij B.; Prel. M.Tokar; Verse prel. L.Vadkerti-Gavornikova; Doslov - L.Dvorak; Ill. G.Strba. - Bratislava: Obzor, 1990. - 352 s. - 10.000 ekz.- ISBN 80-215-0094-8. - Словацк.яз. - Загл. ориг.: Хромая судьба.

Содерж.: Chromy osud. S.5-336.
Z kroniky nesantivych osudov / L.Dvorak. S.337-347.

Что можно сказать о переводе... Как мы видим из выходных данных, за основу для перевода брался не книжный текст, а журнальные варианты собственно "Хромой судьбы" и "Времени дождя" ("Гадких лебедей"). Но, насколько я поняла, присутствовавшие в журнальном варианте отсылки к "Граду обреченному" в роли Синей Папки были тщательно заменены отсылками к "Гадким лебедям". Да и некоторые другие моменты (тема алкоголя, некоторые фразы), которые я сумела отождествить, ближе к книжному варианту, чем к журнальному.

Самое сложное, по-моему, для перевода место приведено выше.

Из интересных вариантов имен: Laubet (доктор Лобс), Chois du Groiselle (Шуа дю-Гюрзель), d'Enceur (граф Денкер), Luistova (баронесса Люст), Cartes Chanoix (Карт сэ-Шануа), Stella Boisova-Cousteauova (Стэлла Буа-Косю). Krpec (Шибдз). Банную тоже перевели (Kupelna). Quadriga. Rotz-Tussow, но Bol-Kunac. Okuliarnik, mokros (очкарик, мокрец). Matuzalin (мафусаллин). Zuzu Vsezvazove (Ойло Союзное). MERLINA (Изпитал).

Примечания переводчика объясняют, кто имелся в виду в сцене "Мемуаров" ("Вот Владимир Владимыч и странные его отношения с Осей. Вот Борис Леонидыч промелькнул, сказал что-то забавное и сменился тут же Александром Александрычем, совсем уже больным, за день до кончины. А вот и Алексей Николаевич, и конечно же: «Их сиятельство уехали в Цека…» Самуил Яковлевич… Корней Иванович… Веня появился у Алексея Максимовича, совсем молодой и очень заносчивый… а Исаак Эммануилович вступил на последнюю свою короткую дорогу. «А как придет время уколы делать, так представь себе, душа моя, все писатели врассыпную за кусты и в лес, а сестры со шприцами наготове - за ними, и только Миша грустно так стоит у больничного окна и говорит, бывало: «Побежали в лес по ягодицы…» Константин Сергеевич… «Ох, заберут вас когда-нибудь в ГУМ, Владимир Иванович…» Александр Сергеевич… (тут я вздрогнул). Виссарион Григорьевич с сыном своим Иосифом…"), что такое "Мастер и Маргарита" (точнее, данные о переводе на словацкий).
silent_gluk: (pic#4742416)
[personal profile] silent_gluk
...есть такой не то журнал, не то альманах "Сценарист", и в нем, в выпуске 4 за 2016 год (или вообще в четвертом? Я не знаю, у него нумерация "сквозная" или как?) есть синопсис сценария Ткаченко и Бачило по "Понедельнику...".

Удалось пока найти некоторое количество сайтов, где оный альманах продается в электронном виде, и парочку - где в бумажном, по технологии (и стоимости) Print-on-demand. Интересно, можно ли в такой ситуации говорить, что альманах существует в бумажном виде?..
silent_gluk: (pic#4742422)
[personal profile] silent_gluk
Оригинал взят у [livejournal.com profile] katarina_sins в История создания мистификации века! или "Можно я лягу?"

Бешеных молний крутой зигзаг.

Черного вихря взлет.

Слух пропадает, слепнут глаза...

Но если бы ты повернул назад -

Кто бы пошел вперед?

 

Чужая улыбка, недобрый взгляд.

Губы скривил пилот.

«Струсил, должно быть», - глупцы говорят.

Тогда не скажи ты: «Ребята, назад!»,

И некому б после - вперед.

 

Свинцом сумасшедшим почти распят –

Взрываешь проклятый дзот.

Гибнешь, но знает батяня-комбат:

Если бы ты повернул назад,

Никто не прошел бы вперед.

 

Так кто ж ты, не ждавший наград?!

Помнивший: мама ждет.

С дедом любивший ходить на парад...

Десантник! Пусть ты не вернулся назад,

Другие пойдут вперед.

 

Это грандиозное по силе экспрессии произведение помещено на страницы "антологии поэзии наставников и питомцев университета" им. Герцена, которая называется "Под знаком Пеликана", выпущенной к одному из юбилеев РГПУ. Не знаю, чем провинилась птица пеликан, но досталось ей от моего имени предостаточно. От моего имени, но не от моих рук узнала птица где зимуют раки..

 

А дело было так... Еще во время учебы в РГПУ в 2003-2004 годах я отнесла свои стихотворные произведения в один из многочисленных кабинетов корпуса с целью участвовать в поэтическом конкурсе. Был ли проведен конкурс - неизвестно, меня не оповестили.. Но истина жизни в том, что любой камень, брошенный в воду, вызывает к жизни концентрически расходящиеся волны, сила которых зависит от размера камня. Видимо брошенный мною камень был по величине сравним с тунгусским метеоритом, потому что волнами, настигшими меня в 2008 году, я была сбита с ног и почти утонула в море удивления и смеха.

 

Еще ближе к делу... Я очень люблю творчество братьев Стругацких. В одном из прекраснейших их произведений "Полдень, XXII век" я прочитала чудесное стихотворение-гимн, посвященное великим людям - десантникам. Эти десантники - чистые нравственно люди будущего, они смелые, отважные, добрые, отзывчивые..

 

Читаю в комментариях к роману: С. 162, 165. ...заревел тяжелым прерывистым басом: Бешеных молний крутой зигзаг, / Черного вихря взлет, / Злое пламя слепит глаза, / Но если бы ты повернул назад, / Кто бы пошел вперед?, ...тяжелым басом запел Валькенштейн: – использован зачин и метр песни «Тяжелым басом гремит фугас...» («Какое мне дело до всех до вас, / А вам до меня?») из к/ф «Последний дюйм». Слова М. Соболя, музыка М. Вайнберга.

 

А вот и стихотворение целиком:

 

Бешеных молний крутой зигзаг,

Черного вихря взлет,

Злое пламя слепит глаза.

Но, если бы ты повернул назад,

Кто бы пошел вперед?

 

Чужая улыбка, недобрый взгляд,

Губы скривил пилот…

Струсил десантник, тебе говорят,

Но, если бы ты не вернулся назад,

Кто бы пошел вперед?

 

Под впечатлением этих строк, а также "нацеленной в светлое будущее" атмосферы книги я пишу свое стихотворение, часть которого бессовестно взята у любимых авторов:

 

 

Десантник

Бешеных молний крутой зигзаг,

Черного вихря взлет,

Злое пламя слепит глаза.

Но если бы ты повернул назад,

Кто бы пошел вперед?

 

Чужая улыбка, недобрый взгляд,

Губы скривил пилот...

Струсил, Десантник, тебе говорят.

Но если бы ты не вернулся назад,

Кто бы пошел вперед?

 

Ты черепахой ползешь чрез пески.

Ты забываешь свой дом.

Ты погибаешь, не зря и потом

Если бы ты повернул назад,

Никто б не пошел вперед.

 

Так кто же ты есть: Человек или зверь?

Машина ли ты без чувств?

Нет, ошибаются все, кто сказал

Обидное слово Десантнику: трус!

…Если бы ты не вернулся назад,

То кто бы пошел вперед?…

 

Каково же было мое удивление, когда стройный, высокий, молодой, красивый, умный и добрый космический десантник, который первым высаживается на неизвестную планету, рискуя погибнуть в завихрениях атмосферы или заразиться неизведанным вирусом, превратился в небритого, потного мужика с голубым беретом на бритой голове и в тельняшке. Более того, этот сумасшедший десантник свиреп и неадекватен ("взрывает проклятый дзот"). PS. важно знать, что такое дзот. Конечно, он не потерян для общества, у него есть мама и батяня-комбат, а еще дедушка (куцая, но все-таки семья)..

 

Но этот образ слишком далек от образа романтического героя-десантника... Ах, Леонид Андреевич, не эти кровожадные строки, сдобренные сумасшедшим свинцом и жуткими аллитерациями, должны быть гимном светлого имени доблестных десантников!

Profile

ru_strugackie: (Default)
Беседы о творчестве А. и Б.Стругацких

September 2017

S M T W T F S
      1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20212223
24252627282930

Syndicate

RSS Atom

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 20th, 2017 06:14 pm
Powered by Dreamwidth Studios